Шутить с Пушкиным, шутить над Пушкиным
На авансцене, перед закрытым занавесом, прижимая к груди томик Пушкина, «над вымыслом слезами обливается» хрупкая барышня. Не важно, какое столетье стоит на дворе: когда приходит пора любви, большинство юных дев – и давешних, носившие кринолины, и сегодняшних, щеголяющих в рваных джинсах, становятся сентиментальными и восторженными и ищут, ищут ответы на свои вопросы в стихах и романах…
Так начинаются «девичьи грезы в 2-х частях» на сцене Северского театра для детей и юношества – спектакль «Барышня-крестьянка» по мотивам повести А.С. Пушкина, который поставила молодой режиссер из Рыбинска Мария Сельчихина*.
Напомним, что это произведение входит в цикл «Повестей Белкина» и отличается от всех других своей искрометной водевильностью и бесхитростным сюжетом. Молодая уездная барышня Лиза Муромская узнает о том, что к соседу по имению приезжает из Петербурга сын Алексей и, конечно же – мечтает познакомиться с молодым человеком. Но как это сделать, если отцы Лизы и Алексея уже давно находятся в ссоре и ничего не желают слышать друг о друге?
По совету своей находчивой служанки Насти, барышня переодевается в простолюдинку и предстает перед молодым барином в лесу якобы крестьянкой Акулиной, собирающей грибы. Поразившись красотой, естественностью и умом мнимой селянки, Алексей влюбляется в девушку, которая к нему тоже явно неравнодушна. Помирившиеся тем временем отцы мечтают поженить своих детей. Но как признаться в обмане, который зашел столь далеко?
Впрочем, сюжет этой повести из школьной программы с ее неожиданным и счастливым концом хорошо известен всем!
Бережно сохраняя язык и фабулу произведения, постановщик Мария Сельчихина стремится максимально передать легкую, шутливую атмосферу пушкинской повести – ее изящество и озорство. А потому в постановке полностью отсутствует хрестоматийная назидательность. Актеры по-доброму посмеиваются над своими героями, над ситуацией – и в этом дружеском «подтрунивании» над классикой проступает истинное преклонение перед автором – Пушкиным! Спектакль скорее напоминает игру в игре, где актеры на глазах зрителей естественно и непринужденно превращаются то в одних, то в других персонажей. И зал с готовностью принимают эту условность и наслаждается ей.
Чудный хор-квартет (Иван Непомнящий, Лилия Грекова, Лана Девяшина, Наталья Дуброва), выступая в роли то крестьян, то знати, то…братьев меньших – домашних животных и лесной фауны – буквально «населяют» сцену, создают впечатление многолюдности и расширяют пространство. Мгновенное перевоплощение достигается легко и виртуозно, что явно говорит о влюбленности актеров в материал.
Импонирует подход режиссера и к решению образов главных персонажей. Лиза ( Анастасия Иванова) и Алексей (Руслан Ковязин) – вовсе не скучные, возвышенно-романтические герои без плоти и крови, а очень живые, в каких-то местах гротескные (как, например, Алексей, демонстрирующий скуку и разочарование провинциальным девицам), в какой-то ситуации дурашливые (Лиза, изображающая Акулину или представшая перед Иваном Петровичем (Евгений Андриянов) и Алексеем Берестовыми в образе чопорной барыни).
Нет излишней «сладости» и в сцене объяснения в любви главных героев, что гармонирует с общей стилистикой спектакля, решенного как шутка.
Помимо главной, в спектакле прорисовываются и другие сюжетные линии, придуманные режиссером.
Так, дабы подчеркнуть атмосферу влюбленности и предчувствия счастья, Мария Сельчихина намекает, что «любви все возрасты покорны», и по некоторым приметам мы догадываемся о романе Григория Ивановича Муромского (Сергей Иванов) и гувернантки мисс Жаксон (Жанна Морозова).
О любви грезят и дворовые девки, и уездные барышни – ей пронизано все.
Нельзя не отметить и лаконичную, но очень стильную сценографию спектакля. Ее автор – уже хорошо знакомый зрителям театра по многим работам рыбинский художник Леонид Пантин. Две раздвижные конструкции, задрапированные выбеленными холстинами, являют собой то поместья русофила Берестова и «англосакса» Муромского, то березовую рощу, то гостиную в барском доме или людскую… Из холстины же сшиты и костюмы действующих лиц, которые украшены очень неожиданной и пикантной вышивкой: цитатами из пушкинских произведений!
Эта всеобщая белизна не утомляет глаз, не кажется монотонной благодаря богатой световой палитре, то и дело преображающей пространство (художник по свету Наталия Гара).
Вообще, в этом спектакле все удивительно гармонично и соразмерно, и он очень близок по своему духу, по своей стилистике самой светлой и солнечной из структуры болдинских повестей –истории о первой и чистой любви.
Татьяна ЕРМОЛИЦКАЯ
Фото Евгения СЕДЕЛЬНИКОВА
* Мария Сельчихина – выпускница Ярославскго театрального института (2002), режиссерского факультета Театрального института им. Б. Щукина (2018). Актриса Рыбинского драматического театра, режиссер, автор пьес и стихов, сценарист. Снялась в нескольких российских фильмах: «Легавый», «Земский доктор», «Земский доктор. Продолжение», «Артисты»