Спектакль запомнился, тронул душу

Поделиться

Третий спектакль ( а это музыкальная драма Андрея Кротова «А зори здесь тихие» по одноименной повести Бориса Васильева), который показал Северский музыкальный театр на гастролях в Томске на сцене театра драмы, для многих зрителей стал настоящим открытием. Он еще раз доказал, что музыкальному театру подвластны абсолютно любые темы, что он не только может, но и должен говорить о серьезном и трагичном. А что может быть трагичнее войны?

Главная тема этой постановки режиссера Ксении Торской ( к сожалению, ушедшей из жизни два года назад), – судьба женщины на войне. А смерть пяти девушек от рук врага символизирует гибель самой жизни, разрушение основ мира.

Спектакль «А зори здесь тихие» по-настоящему ансамблевый. В нем занята практически вся труппа театра: вокалисты, артисты хора, балета, оркестра. Все участники постановки удивительно универсальны!

Пластическое решение образов, вставные хореографические номера придали своеобразие действию, сделали его более объемным. Оформление сцены весьма лаконично. Самой функциональной и говорящей деталью являются пять (по числу героинь) гигантских белых рубах, уходящих под колосники. Это и исподние солдатские рубашки, и стволы берез в лесу, и наконец – – души девчонок-зенитчиц, стремительно взмывающие ввысь в луче света в момент гибели каждой из них. Все это в сочетании с музыкой – очень разной, но запоминающейся, «хитовой» в хорошем смысле слова – создает трагичное и в то же время очень светлое настроение.

Ну а мы, по уже сложившейся традиции предоставляем слово зрителям и экспертам.

 

Наши зрители

Старшеклассник одной из томских школ Даниил впервые на спектакле Северского музыкального театра. То, что увидел, не разочаровало, а, напротив, вызвало желание поближе познакомиться с репертуаром театра из соседнего города. По мнению Даниила, музыкальные характеристики героев в этой постановке очень индивидуальны, выразительны. А сама музыка запоминается мгновенно. Он обязательно порекомендует своим знакомым сходить на этот спектакль.

 

 

Татьяна – давняя поклонница музыкального театра. Старается не пропускать ни один спектакль, ни один концерт с участием северских артистов. «А зори здесь тихие» пленил с первых тактов, с первой сцены. Очень проникновенно здесь говорится о войне, о подвиге молодых девчонок, погибших защищая Родину.

 

 

А вот небольшая группа людей, о чем-то оживленно беседующих в антракте. Оказалось, все они коллеги, сотрудники компании «Инновационные Фармакологические Разработки». От спектакля, от того, как средствами музыкального театра раскрывается такая сложная и непростая тема, в восторге. Поражены и профессионализмом самого театра. Порадовались и за то, что в зале – зрители разных поколений. Такие спектакли как раз и служат объединению людей разных возрастов.

Наши эксперты

Светлана Айрапетова:
-Что для меня такое Северский музыкальный театр? Это, прежде всего оперетты, к примеру, “Сильва”, просмотренная несколько раз подряд в юношеские годы, блистательная прима театра Людмила Травкина… В настоящее время еще Закир Валиев, которого я слышала на концертах, и в чей голос просто влюблена. И вдруг такая тема? Шла на спектакль и пыталась представить: ну, как вот они смогут обыграть тот или иной эпизод, представить идущих фашистов, Лизу, тонущую в трясине и прочие эпизоды хорошо известной с детства повести? Как можно о войне петь? Как можно о войне танцевать? Честно говоря, очень опасалась. И вот зазвучала увертюра, началось действие. И вдруг поняла: я верю! Верю всему, что делают артисты! Голоса сильные, удивительные. Отличная хореография. И очень индивидуальные, проникающие в сердце героини! .

Сколько женственности, задора в Женьке Комельковой (Оксане Волковой); непосредственности и душевности крестьянской в Лизе Бричкиной (Эльвире Кисляк); смешного и трогательного в рыжем чертенке Галке Четвертак (Марине Филоненко); возвышенного в будто сотканной из стихов Соне Гурвич (Виктории Смагиной) и, наконец, сколько серьезного, настоящего больше жизни любящей своего сына Рите Осяниной (Ольге Нерадовской)! А какой яркой предстает на сцене разухабистая русская баба, немало горя хлебнувшая, но не утратившая жизнелюбия Полина в исполнении Галины Бирбиренковой? Я просто удивлена, насколько точно режиссёру Ксении Торской удалось подобрать артистов для каждой роли!

Спасибо всем постановщикам и исполнителям! Очень душевная повесть у Бориса Васильева, и таким же – берущим за душу – получился спектакль Северского музыкального театра.

Оксана Чайковская:
– Книга «А зори здесь тихие…» когда-то, еще в подростковом возрасте, потрясла меня и вошла в разряд любимых книг. Позже таким же потрясающим впечатлением стал и фильм Станислава Ростоцкого, врезавшийся в память. А вот в театре я до нынешней весны ни разу не видела постановок по этому произведению. В советские времена спектакли по этой книги ставили довольно часто, были знаменитые постановки в главных театрах страны, которые, к сожалению, я не имела счастья увидеть.

Несмотря на особую трепетность темы и тонкий материал, я почему-то верю, что постановщики такую святую вещь ни за что не посмеют представить зрителю недостойно, тем более – испортить.

Поэтому смело отправилась на спектакль Северского музыкального театра «А зори здесь тихие…», когда эту постановку привезли в Томск. И ни на минуту не пожалела о том, что этот вечер посвятила северскому театру и его замечательной работе, задевающей за живое.

Известный всем сюжет пересказывать нет смысла, но в этом театре постарались знакомую историю представить зрителю живо, оригинально, ново. Жанр музыкальной драмы дает простор для творчества, для интересных ракурсов. Очень интересно было, какие зонги вложит в уста героев и героинь автор либретто Нона Кротова. И они не разочаровали – все главное, что составляла предыдущую биографию героини, ее душу, переживания удалось вложить в главный музыкальный монолог каждой девушки. Это было очень трогательно. Каждая из них предстала перед нами открытой, незащищенной, как на исповеди. И тем тяжелее это переживать, когда знаешь, чем вся история кончится, и сердце разрывается.

Но, конечно, особенно больно переживать снова моменты гибели девочек. Эти сцены сделаны так, что уход из жизни показан не грубо, приземлено, а как-то возвышенно, и от этого не менее страшно. Символичным кажется прием с использованием интересных элементов декорации – больших, длинных, растянувшихся от потолка до самых верхних колосников, белых солдатских нижних рубашек. Они появляются в начале спектакля, когда деревенские женщины под задорную песню полощут в реке белье, а затем остаются на сцене. Скрученные в жгуты они как опора, как стержень жизни каждой из девушек, умирая, девочки цепляются за них из последних сил, но их рубахи взмывают вверх и исчезают. Можно по-разному толковать этот образ. Это и исподнее, и ночная рубашка, и саван… Но, наверное, белые, легкие, воздушные, взмахивающие на прощанье- рукавами-крыльями, они символизируют чистые души девушек-бойцов.

Хочется сказать о работе актеров. Каждый исполнил свою роль отлично. И драматически все сыграно замечательно, и вокальные партии звучат так, что слезы на глазах. Каждый образ попал в точку, по моему мнению. У каждого из нас уже сложились представления о том, какими должны быть внешне эти девушки. А в этом спектакле стереотип немного нарушается. Комелькова вовсе не рыжеволосая, Бричкина не русая, а Четвертак не худой заморыш. Однако, это совершенно не важно. Крепко сбитая Галя четвертак в этой версии – такая же нескладеха, как ее книжная героиня, а Соня Гурвич – такая же нежная и романтичная. Немного отличается от канонической внешность Васкова, которого на нашем спектакле играл Рамиль Сафиуллин, но по ходу событий быстро забываешь, что Федот не мог быть таким роскошным волооким брюнетом. Видишь уже не внешность, а душевные переживания.

Спасибо огромное актерам за их работу! Спектакль запомнился, тронул душу, его хочется порекомендовать и молодым, и пожилым. А еще хочется поблагодарить тех, кто создавал костюмы и работал над сценографией. В костюмах нет той приблизительности, которая сейчас довольно часто видна в некоторых спектаклях. В этой постановке все реалистично и достоверно, скопировано с образцов соответствующей эпохи. Если сапоги – то какие полагаются, без каблука, уставные, если белье – то не современное, а такое, какое носили в сороковые годы. Хлопчатобумажные простые чулки на резинках, невзрачные тряпочки или бинты, вплетенные в косы – все это подкупает искренностью правдоподобностью. И ты будто переносишься в далекое прошлое нашей страны, сопереживаешь тем, кто пережил такое.

К сожалению, сейчас в наших театрах очень мало спектаклей о войне, которых в прежние времена было много, они были частью патриотического воспитания юных ребят. А сейчас их по пальцам пересчитать можно, такие спектакли. А они очень нужны. Пусть их видит молодежь, может, лучше поймет, что руководило героями минувших эпох…

Подготовила Татьяна ЕРМОЛИЦКАЯ
Фото Глеба ЛИСТВИНА