Жизнь бурлила, жизнь кипела, или Как “Скоморох” юбилейный сезон завершает…
Вот и подходит к финалу юбилейный, 75-й, театральный сезон в Томском областном театре куклы и актера “Скоморох” им. Р. Виндермана.
Несмотря на то, что карантинные меры никто не отменял, и театр продолжал существовать в этот сезон в условиях ограничения, можно с уверенностью сказать, что жизнь его бурлила, кипела и была наполнена яркими, значительными событиями.
Во-первых, театр отметил целых два юбилея: свой собственный и своего бывшего художественного руководителя, известного режиссера Романа Михайловича Виндермана, чье имя он носит на протяжении многих лет.
Это он, представитель реформаторской “уральской зоны” режиссеров-кукольников, создал в Томске авторский интеллектуальный театр кукол. Благодаря ему и его талантливым актерам, в репертуаре появились спектакли по серьезной классической литературе, заставляющие думать, спорить. Театр кукол в нашем городе перестали воспринимать как театр исключительно детский. Его все чаще стали приглашать на самые престижные театральные фестивали, проходившие в Польше, Югославии, Германии, Словении, Франции, США, Японии, Испании, он гастролировал по всему миру. И даже после ухода из жизни Романа Виндермана в 2001 году театр продолжил и поныне продолжает созданные Мастером традиции. Обо всем этом в яркой, театральной форме рассказали актеры собравшимся в театре в юбилейный вечер друзьям “Скомороха”. Сколько теплых, искренних слов и пожеланий прозвучало! Сколько наград было вручено! Сколько было воспоминаний и дружеских объятий!
Во-вторых, этот театральный сезон оказался богатым на премьеры. Их было шесть!
Первая состоялась в начале декабря. Главный режиссер и художник театра Сергей Иванников представил зрителям свой новый спектакль – “Дождь” ( по мотивам рассказа Рэя Брэдбери “Все лето в один день” в переводе Норы Галь).
Произведение известного американского фантаста, написанное в середине прошлого века, удивительным образом вписалось в реалии дня сегодняшнего. События поставленного по нему спектакля перенесли зрителя на далекую планету, где постоянно, ежеминутно, день за днем, идут дожди, а долгожданное солнце появляется лишь раз в семь лет. Видимо, отсутствие живительных солнечных лучей, однообразие и пасмурная погода не самым лучшим образом отражаются на настроении и взаимоотношениях людей, населяющих эту планету. Особенно – на подрастающем поколении. Знания о мире дети ( их играют актеры Сергей Макаров, Христина Данилова, Ольга Ботева, Иван Мельников) черпают от учителя-робота, то и дело появляющегося на мониторе (привет современному дистанционному образованию!). Они черствы и некоммуникабельны, завистливы и жестоки. Они легко превращаются в стаю, когда встречают на своем пути других, не похожих на них людей, например, таких, как главная героиня – Марго (актриса Анастасия Шульц). В отличие от своих одноклассников, эта девочка вместе с родителями не так давно прилетела с Земли и хорошо помнит, какое оно… Солнце! Добрая, открытая, «другая», она становится изгоем среди ровесников, которые мстят ей за непохожесть.
Cпектакль визуально выразителен. Впервые в истории “Скомороха” все декорации были выполнены c использованием новейших технологий – в формате 3D mapping.
В конце декабря, по традиции, “Скоморох” приготовил новогодние подарки своим юным зрителям. Они смогли увидеть не одну, а целых две сказки, полные волшебства. “Хочу быть царицей” – спектакль под таким названием поставила заслуженная артистка России Марина Дюсьметова. Он был создан по мотивам “Аленушкиных сказок” Д. Мамина-Сибиряка
Эти, полные нежности и любви сказки, русский писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк создавал специально для своей дочери Елены, которую ласково называл Аленушкой. Отсюда и название цикла.
Одна из них – “Пора спать” – ожила на глазах маленьких зрителей, которые вместе с главной героиней Аленушкой перенеслись в цветной, радостный, фантазийный сон…
А в нем Аленушку, решившую стать Царицей, окружили цветы: и скромные луговые, и изысканные садовые. Спорили, кто из них больше подходит на роль Царицы и в какой цветок лучше превратиться Аленушке. В своем волшебном сне девочка с помощью Божьей Коровки перелетала из страны в страну, на родину лилий, орхидей, роз, лотосов и других цветов. Но как бы ни были прекрасны далекие края, родная земля и родная природа оказалась краше и дороже. Потому – то так обрадовалась Аленушка, увидев зимний пейзаж и елочку, готовящуюся к Рождеству. Особо хочется отметить сценографию спектакля. Художник-постановщик Максим Дюсьметов с помощью современных мультимедийных технологий расширил театральное пространство и создал причудливый, похожий на мечту мир детства. В спектакле были заняты Наталья Лаврентьева, Виктория Баленко, Антон Хонг, Иван Мельников, Олеся Кондратьева и другие.
Второй новогодний подарок с интригующим названием “Про нечисть лесную и любовь неземную” поставили хорошо известные в Томске и Северске режиссер Наталья Корлякова и художник Любовь Петрова. Если Любовь Олеговна, долгое время являвшаяся главным художником “Скомороха”, оформила здесь не один спектакль, то Наталья Григорьевна работала с актерами этого театра впервые.
Зрители по достоинству оценили новую постановку – и актерскую игру, и красочность декораций, и костюмов. Да и саму историю про “любовь неземную”. В сказке, которую сочинил драматург Вячеслав Тимошин, Баба-Яга – не привычная всем злодейка, а настоящая мать – заботливая и любящая. Как она переживает, что сынок ее Иван Агич “колдовскую науку забросил, змеиных хвостов не запас, паучьих лапок не насушил”, все ходит-бродит вдалеке от родимой избушки лесной поближе к людям.
Поняла Баба-Яга сердцем своим материнским, что пришло время сынку ее жениться и стала она невест ему подыскивать. Но ни Кикимора, ни Лешиха не пришлись Ивану Агичу по сердцу. О другой невесте он мечтает. Полюбилась ему красавица Аленушка. Только девушка и смотреть-то на него сначала не хочет: неказистый, неотесанный жених из лесу. Но как утверждает народная мудрость: с лица воду не пить. Истинная красота – в доброте, преданности, в умении любить. Тут уж нашему Ивану равных нет! Недаром так любят его звери лесные. Да, и Аленушка, приглядевшись повнимательнее, понимает, какие сокровища таятся в душе ее жениха. Так что история- то свадьбой закончилась! Роли в спектакле исполнили актеры Екатерина Ромазан, Михаил Лебедев, Михаил Селищев, Юрий Орлов, Ирина Лебедева, Наталья Павленко и другие.
Первая премьера 2021 года состоялась в “Скоморохе” в марте, в зале для самых маленьких зрителей – в Театре на подушках.
Режиссер и художник-постановщик Сергей Иванников обратился к творчеству известного итальянского писателя Джанни Родари, чьи сказки знают и любят многие поколения разных стран. Выбор режиссера пал на совершенно необычную книгу итальянского сказочника – “Сказки, у которых три конца“. По одной из них – “Собака, которая не умела лаять” – и поставлен этот добрый интерактивный спектакль для малышей. Вместе с главной героиней Собакой, которая очень хотела научиться лаять, ребята отправились в путешествие. На их пути встретились Петух, Лис, Кукушка, Корова и другие персонажи. Старательно и прилежно Собака перенимала их язык: кукарекала, куковала, и даже мычала… Но вот по-собачьи так и не выучилась никак говорить. До тех пор, пока… Эта история может закончиться по-разному, ведь у этой сказки целых три финала! В спектакле заняты актеры Христина Данилова, Сергей Макаров, Иван Мельников.
Продолжение рассказа о завершении юбилейного сезона в Томском областном театре куклы и актера “Скоморох”им. Р. Виндермана читайте завтра.
Татьяна ЕРМОЛИЦКАЯ
Фото из архива театра