Кукольное ремесло

Поделиться

Театр для детей и юношества готовит новогодний подарок своим зрителям – на сцене будет поставлен спектакль по знаменитой сказке С.Т. Аксакова “Аленький цветочек”.

Несмотря на то, что это довольно популярное произведение, в нашем театре спектакль по нему ставится впервые.  Рассказывает сказка, как все мы помним, о настоящей любви и самопожертвовании, о том, что доброе сердце может творить чудеса. Жанр его можно определить, как “сказ для всей семьи”. А декорации, придуманные главным художником театра Владимиром Каном, уведут зрителей в “сказочный мир леса, моря синего”.

Актеры-кукольники очень редко выходят из-за ширмы, на первом плане всегда их персонажи. Что уж тогда говорить о художнике-постановщике! А ведь именно он создает на сцене удивительный мир волшебства. Воплощает в образы идеи режиссера, создавая эскизы костюмов и декораций. О своей редкой профессии и работе над постановкой “Аленького цветочка” порталу zato-govorim.ru рассказал Владимир Алексеевич Кан, член Союза художников России, член Союза театральных деятелей России и главный художник театра для детей и юношества.

Сколько себя помню – рисую. Мне невероятно повезло – я учился у Николая Александровича Белянова. Это известных художник, он шесть лет жил и преподавал в Томске, а затем вернулся в Москву. Сейчас работы этого мастера продаются через “Сотбис”, один из старейших и знаменитейших в мире аукционных домов. У меня его “школа”. Рад и горд, что учился у него и его супруги Тамары Гудзенко. Она и привила мне любовь к куклам, – сказал художник.

Владимир Алексеевич уже знаком нашим самым маленьким театралам и их родителям по спектаклю “Большой друг”, который вот уже два года идет в “Сказкином доме”. Это он создал всех бумажных персонажей, которые стали объемными и живыми как только попали на световой экран.

Вот и спектакль “Аленький цветочек”, как сказал художник, хочется сделать изумительным.  

Работа над кукольным спектаклем одновременно и похожа на постановку в драматическом театре, и отличается от нее. На репетиционные процессы отводится не так уж много времени. Основная работа в данном случае идет в цехах – создаются куклы. Но сначала за дело берется художник – рисует эскизы, вместе с режиссером придумывает кукольный мир.

“Сценография – долгий процесс, – пояснил Владимир Алексеевич. – В любой постановке главная проблема – находка друг друга: режиссера и художника. Обговариваются детали. В данном случае мы с режиссером Мариной Дюсметовой три месяца вели согласование, переписывали сценарий. Приступая к работе над новым спектаклем, художник-постановщик изучает множество материалов, ведь в кукольном искусстве нет мелочей. Имеют значение эпоха и место действия пьесы. Благо сегодня долгие часы работы в библиотеках заменил Интернет. Перелопатив гору литературы, художник набирается впечатлений, чтобы сложилось собственное видение спектакля. Создает особый волшебный мир, в котором живут сказочные существа”.

А дальше сценарий спектакля и эскизы к нему представляют художественному руководителю театра. Затем начинается работа в цехах. Художники-бутафоры  лепят кукольные головки, затем по этой форме отливаются слепки и по гипсовой форме создаются куклы из папье-маше. После куклы попадают к механикам, которые заботятся о том, чтобы сказочные персонажи могли двигаться, открывать рот и вертеть головой, а затем они снова возвращается к бутафорам – создается корпус, руки, кукол обтягивают, расписывают.

В это же время художник-конструктор занимается декорациями.  В спектакле много деталей и их все необходимо учесть! – отметил Владимир Кан.

Нам удалось побывать в цехах театра и даже попробовать поводить кукол. Не простое это мастерство сделать так, чтобы кукла ожила. Но у артистов-кукольников театра для детей и юношества богатый опыт.

Само же сказочное действо развернется на фоне оригинальных декораций, тонко продуманных художником, которые позволят уже режиссеру раскрыть глубокие философские смыслы, заложенные в хорошо знакомой нам с детства русской сказке “Аленький цветочек”.

 

Наталья Денисова
фото автора