“Музей делают люди”: заведующий историческим отделом Ольга Берловская
Продолжаем серию материалов о сотрудниках музея. В этот раз представляем вашему вниманию интервью с заведующим историческим отделом Ольгой Сергеевной Берловской.
– Северский музей многие называют краеведческим. Исторический отдел самый главный в нем?
– Все отделы нашего музея можно сравнить с шестерёнками в часовом механизме. Остановись или сломайся одна – часы не будут идти. Исторический отдел, безусловно, играет важную роль в жизни музея – это собирание по крупицам истории нашего города, научно-исследовательская деятельность, аккумулирование данных всех отделов – об археологических находках, о новых предметах, поступающих в фонды, о запросах посетителей музея – без тесных партнерских отношений с другими отделами, деятельность исторического отдела будет однобокой и совсем не ведущей. Мне кажется, нет главного отдела в музее. Все в равной степени главные.
– Тернист и долог путь к должности заведующего историческим отделом… С чего все начиналось?
– Я пришла работать в музей в исторический отдел на должность старшего научного сотрудника в 2010 году. До этого окончила Исторический факультет Томского государственного университета, была в декрете, некоторое время работала не по специальности.
– Посвятить свою жизнь истории – это мечта детства? Как видели свою карьеру в самом юном возрасте?
– Историей начала интересоваться примерно в 13-14 лет. И этот интерес появился от того как преподавалась история, сначала в школе, а потом в Северском лицее. Примерно половина педагогического состава в то время, в конце 1990-х, это были преподаватели Томского государственного университета. Конечно, они отличались от школьных учителей. Для меня в тот период это стало открытием! И знания у них были другие, и отношение к нам, ученикам. Тогда для меня таким учителем стал Ходонов Анатолий Сергеевич, историк, кандидат исторических наук, преподаватель кафедры политологии Философского факультета ТГУ. Он поддерживал меня на курсах в лицей, я с огромным желанием и интересом готовилась к каждому занятию. Поступила в лицей, и после 10 и 11 классов пошла на Исторический факультет.
Открытие выставки в музее г. Северска «Сокровища Мусейона» 2012 г.
– Что входит в главные обязанности заведующего историческим отделом?
– В сферу моих обязанностей входят: научно-исследовательская деятельность, культурно-образовательная (проведение музейных занятий, экскурсий, разработка и участие в музейных мероприятиях); фондовая работа – комплектование предметов, описание, составление актов, передача их в фонды музея; экспозиционно-выставочная деятельность. Я координирую работу отдела, распределяю задачи, контролирую их выполнение.
Совместно с заместителем директора Дружининой Натальей Владимировной и художником Кошкаревой Евгенией Юрьевной, мы разработали концептуальное решение выставки «Наши. Живые», посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В настоящее время весь коллектив музея активно включился в работу над этим проектом. Я встречаюсь с героями выставки – ветеранами войны, живущими в Северске, занимаюсь поиском и отбором экспонатов, оформлением актов приема, написанием текстов, курирую работу сотрудников.
– И, кроме этого, есть еще масса дополнительных работ: образовательные занятия со школьниками, например. И не всегда их тема касается Вашего профиля…
– Историческое образование, которое я получила в университете, предполагает отличный базовый уровень гуманитарных дисциплин, поэтому занятия, например, по темам: «От костяной иголки до машинки «Зингер» или «Храмы Томска», не представляют для меня трудностей.
– Что самое любимое в работе?
– Самое любимое в моей работе это то, что она разнообразна. Я могу работать в архивах с документами, искать какую-либо информацию по истории нашего города. Либо, общаться с горожанами, брать у них интервью или принимать предметы на временное или постоянное хранение в наш музей. Мне очень нравится создавать выставки, когда ты можешь фантазировать и пытаться соединить невозможное. Здесь важно мыслить одновременно в разных направлениях: какие предметы будут представлены в разделах, как эти предметы представить, какую мысль ты вкладываешь и что ты хочешь этим сказать, какие художественные образы можно использовать, каких людей можно привлечь для реализации, и как технически воплотить те или иные задумки. Я также провожу занятия и экскурсии. Для меня важно то, что есть в моей работе баланс – тихая, вдумчивая, спокойная работа исследователя и активная, деятельная составляющая, когда можно себя творчески реализовать.
– Каким из своих проектов больше всего гордитесь?
– Проект – это всегда коллективная работа. Одна я никогда ничего бы не воплотила. Но я с большой теплотой вспоминаю своё участие в музейных выставках, автором которых я была: это «Сокровища Мусейона» (выставка к 25-летию музея) и «Из века в век на мотоцикле», совместно с мотоклубами Томска и Северска.
В 2017 году я начала работать с текстом дневника жителя г. Северска Алоиза Федоровича Крылова, а точнее, пыталась его расшифровать и загрузить в электронный корпус дневников ХХ века «Прожито». Занимаясь, по сути, волонтерской работой, я и не предполагала, что летом 2019 года дневник будет опубликован не только в электронном формате (а это дневник единственного северчанина, загруженный в электронный корпус дневников ХХ века «Прожито»), но и в печатном виде московским издательством «Common Place», а в предисловии будет вступительная статья М. Мельниченко (создателя «Прожито») с моим соавторством. Публикация дневника – это, пожалуй, моя гордость.
– Какими чертами, на Ваш взгляд, должен обладать идеальный сотрудник исторического отдела?
– Идеальный сотрудник исторического отдела музея, на мой взгляд, должен быть мобильным, многозадачным, ответственным, обладать острым критическим мышлением и быстрой реакцией. Это черты, наверное, любого идеального работника.
– Северск – закрытый город. И, наверное, должны быть нюансы в работе исторического отдела музея закрытого города. Расскажите об особенностях своей работы в этом ракурсе.
– Не согласна, что закрытость города как-то влияет на работу нашего отдела. Мы мобильны и в любое время можем выехать в Томск – для работы в архивах, посетить какой-либо интересующий нас музей, на методический семинар или встречу в Томский областной краеведческий музей, на презентацию книги, на встречу с потенциальным участником проекта или просто для беседы с человеком, который готов нам дать интервью или передать предмет в фонды музея.
Если посмотреть на «закрытость» с другой стороны – то, что мы музей закрытого города и занимаемся изучением истории этого самого закрытого города… Я не вижу в этом никаких особенностей – те же люди, своя история, свой путь развития.
– Вы довольно часто выигрываете гранты, путешествуете, бываете в других музеях, общаетесь с коллегами… Расскажите, где вы побывали и чему научились?
– Все мои поездки – в Иркутск, на Байкал, в Екатеринбург и Москву были выигранными трэвел-грантами, моими личными достижениями. В 2016 году, пройдя конкурсный отбор, я стала слушателем Школы исследования и текста (в рамках музейной программы «Гений места. Новое краеведение») Российского фонда культуры. Итогом этого обучения стала расшифровка и подготовка к публикации в электронном формате дневника А.Ф. Крылова, о котором я упоминала ранее. В процессе работы над дневником я приняла участие в X Байкальской международной школе социальных исследований «Документы человеческой жизни: способы понимания и ловушки интерпретации». Междисциплинарность школы, которая выражалась в дискуссиях, мастер-классах и коллективных лабораториях участников (историков, антропологов, социологов, журналистов, преподавателей и театральных деятелей) позволили рассматривать «Секретный дневник жителя секретного города» с точки зрения синтеза гуманитарных наук, дискурс-анализа и других методов изучения текста.
В 2018 году я стала победителем конкурса для музейных специалистов Благотворительного фонда В. Потанина «Музейный десант» в номинации «Индивидуальные поездки по России». Фонд поддержал мою стажировку в музеях г. Екатеринбурга. Две недели июня 2019 года я обучалась в музеях г. Екатеринбурга по темам: «Изучение локальной истории и работа с частными архивами (сбор, анализ, интерпретация), исследование проектного опыта («Автобус 33», «7 районов», «Корневая система») в Музее истории г. Екатеринбурга и «Мемуары политика как источник сценария экспозиции» в Музее Б.Н.Ельцина. Мне важно было узнать как «вплетать» локальные истории в музейные выставки и создавать на основе эго-документов сложные многосоставные междисциплинарные проекты. Осенью 2019 года я победила в конкурсе на участие в семинаре для авторов социокультурных проектов из городов присутствия ГК «Росатом» в Москве. Чтобы принять участие в этом семинаре, от Северска было выбрано 4 человека. Всего в этом мероприятии приняло участие 28 человек из городов присутствия ГК «Росатом». Четыре дня интенсивной работы в жестком тайминге под чутким руководством экспертов дали свои результаты: мой проект «Лаборатория по созданию документального аудиоспектакля» вошел в число победителей. В качестве награды ко мне был прикреплен куратор, вместе с которым мы в течение двух месяцев дорабатывали заявку на грант.
Каждый из пройденных этапов обучения был логическим продолжением другого. В результате я пришла к пониманию, как нужно создавать проект – формулировать проблему и искать пути ее решения, выявлять целевую аудиторию и как привлекать партнеров. А насколько хорошо я усвоила эти навыки, будет понятно позднее, когда будут объявлены результаты конкурса.
– Есть ли любимая цитата или афоризм, позволяющая никогда не опускать руки и идти вперед?
– Руководитель отдела – это человек, который должен уметь работать в команде, правильно расставлять приоритеты и распределять задачи, быть мудрым и чутким наставником. На меня не так давно были возложены эти функции, поэтому я стараюсь развиваться в этом направлении… Я согласна с Сергеем Каменским, директором Музея г. Екатеринбурга, который говорит, что «границы у нас в голове», понимая под этим, что для достижения цели нет ничего невозможного. Когда начинаешь так думать, действительно, многое из задуманного легко достижимо. И это касается не только профессиональной сферы. А что касается фразы или афоризма, то сейчас мне близко выражение А. Эйнштейна: «Человек, который следует за толпой, как правило, пройдет не дальше, чем толпа. Человек, который ходит сам по себе, сможет, вероятно, оказаться в таких местах, где никто никогда не был».
интервью записала Юлия БЕЛОУСОВА
фото из архива музея и Ольги Берловской